В минувшее воскресенье, 22 мая 2022 года, Международная премия арабской литературы объявила очередного обладателя престижной премии за 2022 год. Им стал писатель из Ливии по имени Мухаммад Аль-Наас со своим романом «Хлеб на столе дяди Милада».
Имя победителя премии огласил писатель и академик Шукри Аль-Мабхут, возглавлявший жюри, во время церемонии, организованной в Абу-Даби. Обладатель премии, ливиец Мухаммад Аль-Наас, получил денежный приз в размере 50 000 долларов, а также грант на перевод своего романа на английский язык.
По его словам, роман-победитель основан на восстановлении личного опыта в череде признаний, организованных в увлекательном повествовании и предлагающих точную и глубокую критику господствующих стереотипов о мужественности и женственности, а также разделении труда между мужчинами и женщинами с иллюстрацией социально-психологического воздействия таких представлений. Этот роман находится в центре глобальных культурных вопросов о гендерных проблемах, но в то же время он встроен в местную арабскую среду, вдали от оскорбительного идеологического подхода к относительности романа и его диалога.
В свою очередь, председатель попечительского совета Международной премии арабского романа Ясир Сулейман, отметил, что «Хлеб на столе дяди Милада» рассказывает историю жизни своего главного героя по имени Милад в перспективе гендерной напряженности, царящей в местной социальной среде в Ливии.
По словам Ясира Сулейман, этот роман отличает дерзость повествования, и открытости способам повествования, в которых литературный язык без преувеличения льется, отражая тайны души и тела без претенциозности и пошлости. «Хлеб на столе дяди Милада» возвещает о рождении подающего надежды арабского романиста, присоединившегося к созвездию молодых писателей, которых «арабский Букер» постоянно открывает арабскому читателю.
«Хлеб на столе дяди Милада» — уникальный роман, действие которого происходит в Ливии. В закрытом деревенском обществе Милад ищет идеальное определение мужественности, как его видит его общество. Ему не удается на протяжении всей своей жизни быть «настоящим» мужчиной, поэтому он решает быть самим собой и забыть это определение. Тригером стало знакомство со своей будущей женой по имени Зейнаб. Теперь он живет дома и выполняет роль женщины в традиционном восприятии, а Зайнаб работает, чтобы обеспечить семью. При этом Милад находится вдали от насмешек местного консервативного общества, пока его двоюродный брат не раскрое ему, что происходит вокруг него. Этот роман подвергает сомнению классическое восприятие понятия «гендер» и воспевает победу личностью перед лицом убийственной коллективной идеологи.
Читайте по теме:
- Роман «Записки букиниста» стал обладателем премии Арабский Букер-2021
- Арабские романы в мировом ТОПе