В этом коротком очерке поделюсь особенностями вождения автомобиля по ливанским дорогам. Мысль брать машину напрокат во время пребывания в Ливане мне понравилась сразу. Варианты брать такси, или перемещаться общественным транспортом были мной сразу забракованы. И на то было несколько причин:
1. Ливан – совсем крошечная страна по сравнению с необъятной Россией. Поэтому ездить мне приходилось на короткие расстояния – не более 100 км в один конец (и это было самое большое расстояние, когда я поехал в Баальбек).
2. Использование личного транспорта мне представлялось более удобным – дорогу всегда можно спросить, если заехал не туда – вернуться.
3. Такое решение принял после подробного изучения цен на такси и аренду машины (такси в день обошлось бы долларов в сто минимум, машина в аренду – от 40 до 60 плюс бензин, который в Ливане стоит около 1,2 доллара за литр марки super). Решающим фактором стал совет моих друзей.
Акклиматизация методом проб и ошибок
Тем не менее, в первые дни вождение по Ливанским дорогам представлялось мне как подвиг разведчика. Конечно, от своих друзей я получил подробные инструкции. Они меня немного «напугали» - правила здесь никто не соблюдает! Люди творят на дороге что хотят! Будь готов к любым неожиданностям! Но в реальности всё оказалось несколько проще. Самый сложный в плане вождения день был первым. Вернее, это была ночь. Ночь, когда возвращался от моих друзей из одного из пригородов Бейрута (около 20 километров до моего отеля на Хамра). Тут читатель задаст вопрос – а почему ты не мог оставаться ночевать у друзей? Или вообще, остановиться у них? Не мог. Тут есть нюанс, он связан с особенностями ливанской морали и традиций.
Итак, первый день на финикийской земле закончился за полночь. Мы пили кофе и общались. Было много народу – друзья и соседи друзей. Была уже поздняя ночь (специально ждал, чтобы машин было поменьше), но когда я вышел из дома и садился в машину, заметил – народ стоит на балконах, и наблюдает, как я отчаливаю. «Группа контроля», - подумал я.
Хоть дорога до отеля была совсем короткой, но днем я ехал в обратном направлении (а до того ночью из аэропорта в отель), и не был уверен, что запомнил правильно. Дорога была скоростной, по пути встречались пара развязок и тоннелей, и если бы я повернул не туда, то рисковал оказаться не около отеля, а где-нибудь в другом районе. Ну, повернул на главную магистраль, поехал не выше 80-ти, смотрел на светящиеся щиты над дорогой. На одном непонятном месте был указатель – Beyrout centre Ville – значит, мне туда. После еще в одном неоднозначном месте повернул по указателю Hamra, после поворота ушёл правее (запомнил) и оказался на самой Хамра. Тут поехал медленно, чтобы не пропустить поворот к отелю, выискивая глазами запомненную заранее какую-то там неоновую вывеску. На светофоре (в ту ночь они работали) рядом остановилась какая-то машина, в ней сидели два парня. Они с любопытством рассматривали меня в отрытое окно. Я тоже посмотрел на них, и молча отвернулся. Из моей машины бодро и очень громко пел Кобзон: «не думай о секундах свысока». Загорелся зелёный, я невозмутимо отвернулся и поехал дальше. Всё равно проехал нужное место и два квартала сдавал задним ходом, включив аварийку. Когда затормозил у дверей отеля, паренек служащий из отеля, кто парковал машины и носил багаж, поглядел на меня круглыми глазами – он уж никак не ожидал, что я вернусь на машине один, наверное, думал, что друзья меня будут катать. Я отдал ему ключи, он запарковал машину рядом с отелем, и я уставший потопал к себе в номер.
«Свой среди чужих»
Наутро, приняв душ и позавтракав, бодрой походкой спустился вниз, взял ключи, спросил, где машина. Она стояла рядом у тротуара. На выходе ко мне кинулись таксисты. «Ля, шукран», – произнес я уже заученную фразу. Завел мотор, и начал дневное движение в обратном направлении.
Особенности езды по городу оказались несложными. Правило первое – всегда верти головой по сторонам – дорогу переходят люди, другие машины могут ехать по встречной полосе, сдавать задним ходом, разворачиваться через сплошную линию. Всё как у нас, словом. Разница лишь в том, что все участники движения постоянно готовы к таким маневрам друг друга. Они всегда начеку и не надеются на правила на сто процентов. Но беспредела в движении тоже не наблюдается. В результате, как это ни странно, аварий на дорогах, не в пример, меньше, чем в Москве. За всё время пребывания я видел аварии только пару раз. Одну мелкую в центре, когда мне пришлось объезжать два квартала, чтобы подъехать к отелю. Дорожной полиции, прячущейся за кустами с радарами, вы не увидите. Они выезжают только на место аварий, и регулируют движение в некоторых местах. За все время нахождения в Ливане, как в первый, так и в последующие, у меня ни разу не проверили документы. Вы только представьте – ни разу! Даже когда я сам останавливался спросить дорогу у полиции или военных, которых на перекрестках и на постах гораздо больше чем полиции. Мне сказали, можно ездить даже пьяным, но если авария – то ты всегда виноват. Но пьяным не ездил: вообще не пью алкоголь.
Уважай соседа по дороге
Карта Бейрута, которую мне подарили, помогала мало. По ней можно было разве что определить направление и своё примерное местоположение. Ни мостов, ни тоннелей, ни знаков и направления движения на карте не указано! Поэтому я частенько сворачивал не туда, останавливался, спрашивал людей дорогу и ехал дальше. Мне всегда очень вежливо объясняли, как проехать. Полиция, солдаты, гражданские. Английский понимают все, французский большинство понимает тоже. И люди всегда спрашивают, откуда человек приехал. Даже хотел сфоткаться с ливанскими солдатами на одном посту, но им нельзя. Как-то я запутался в этих мостах и развязках, и спросил дорогу у парня на мотороллере. Так он поехал впереди и показал дорогу! Вот что называется уважением на дороге.
Важно отметить, что за редким исключением все уступают друг другу дорогу. На круговом движении, например. Я включаю поворотник, смотрю на другого водителя и вижу, что пропускает. Тихонько встраиваюсь, машу ему рукой, киваю и говорю спасибо. Однажды мне показалось возможным развернуться через две сплошные, чтобы подъехать к супермаркету Гэлакси. Встречные остановились! Все три полосы меня пропустили! Никто не сигналил и не матерился! И они не знали, что я иностранец! Вот и все! И никакого: «Куда ты лезешь, козел!». Конечно, бывает разное. Мне известны случаи, когда один ливанец грубо отвечал другому, и случалась небольшая перестрелка, после чего кто-то попадал в больницу. Или как они не поделили место на парковке. Но повторяю – такие случаи исключительно редки по сравнению с Москвой, где люди сидят в машинах со зверскими лицами, готовые в любую секунду вцепиться друг другу в горло. И особенно эта разница бросается в глаза после возвращения…
Впоследствии я изучил основные дороги Бейрута, и уже не терялся, чтобы попасть в нужные мне районы. Мне приходилось стоять в бейрутских пробках, которые там совсем не редкость. Вождение уже не представляет для меня сплошной стресс, как в самую первую ночь. В центре всегда надо следить, чтобы не запарковаться в запрещенных местах – машину в этом случае полиция может забрать на штраф-стоянку, и потом придется попотеть, разыскивая её. Поэтому нужно смотреть, где паркуются другие, или спросить полицию или военных можно ли здесь остановиться. Как правило, если нельзя, то они сразу сами подходят и говорят. В центре города, на той же Хамра, есть парковщики. Они за 5000 лир (около трех долларов) паркуют машину, если это нужно. Существуют и стоянки в центре, в том числе бесплатные, или платные в определенные дни. Цены не шокируют.
Концентрация всегда и везде
И еще – ни на минуту нельзя забывать – вы в другой стране. Доверяй – но проверяй. Со мной не случалось ничего плохого. Но риски есть всегда. В Ливан как в любой стране существует преступность. Потому – будь начеку! Смотри, у кого спрашиваешь. Это всегда не лишнее.
Это очень важно знать – в Ливане на дорогах, особенно дорогах между городами, встречаются военные посты контроля. Перед постами установлены препятствия, снижающие скорость движения - змейка из пары бетонных блоков или «лежачий полицейский». Машины проезжают эти посты на маленькой скорости, останавливаясь около часового. Солдат заглядывает в окна машины, внимательно рассматривая водителя и пассажиров. Если солдат кивает и показывает, что можно проезжать, можно продолжать движение. Если же у часового что-либо вызовет подозрения, он покажет остановиться в стороне для дополнительной проверки. В этом случае ведите себя спокойно и уверенно, и ни в коем случае не делайте попытки проехать без разрешения – солдат, не мешкая ни секунды, сорвет с плеча автомат и начнет стрелять на поражение! Мою машину никогда не останавливали. Видимо, ни я, ни мои спутники не вызывали своим видом подозрений. Но известны случаи, когда бдительность солдат спасала жизни.
Какую машину выбрать?
Кроме дорог большого города существуют и горные маршруты. Считаю важным не обойти вниманием выбор машины, на которой вы собираетесь перемещаться в Ливане. Если в Бейруте маленькая машина может быть удобнее большой и мощной, то в горах слабый мотор может быть проблемой. Автомобили, которые я пилотировал в Ливане: Рено Меган, Киа Пиканто, Рено Дастер (Он был с механической трансмиссией!), Ниссан Тиида. У арендованных машин, как правило, номерной знак светло зелёного цвета, но не всегда – иногда обычные номера, ничем не отличающиеся от остальных «гражданских». Такси – номера красного цвета. Пиканто был удобен в Бейруте. К тому же он «кушал» мало топлива. Но в горах показал себя плохо – на подъемах приходилось даже выключать кондиционер, мощности мотора не хватало, даже когда в машине был я один.
И даже в маленьких городах, расположенных в горах, езда отличается от равнины. В горных городках, деревнях и поселениях крутые подъемы и спуски, закрытые развороты на подъемах и спусках. И нужно быть очень осторожным. Обычно , подъезжая к закрытому повороту, водитель бибикает, предупреждая встречную машину. Иногда на пути попадаются большие грузовики, везущие огромные каменные глыбы. Без слов ясно, кто кому должен уступать. А дороги бывают с очень узкими местами. В горах бывает туман, дождь. В зимнее время снег и гололёд. Зимой в горы без цепей на колёсах просто не пускают. Мне было довольно сложно ориентироваться в горах, но пару раз свернув не туда, я всегда находил правильный маршрут. Ориентировка в Ливане это во многом вопрос личного опыта.
И самое главное на дорогах…
А в целом, когда в Ливане немного освоился, езда по горным дорогам может принести множество положительных эмоций и доставить немало приятных минут. На машине можно съездить в такие места, куда автобусы не ходят. На машине не привязан ко времени и расстоянию.
В солнечный весенний день это завораживающе красивые пейзажи. Это ущелья, зеленые склоны гор, красивые уютные домики вдоль дорог, цветущие деревья, кедры, синее небо над головой, воздух, который хочется пить. Или море далеко внизу при езде по западным склонам. Ночью все горы светятся электрическими огнями, и это очень красиво. На машине всегда можно остановиться, сделать пару интересных фотографий.
В Ливане существуют поистине завораживающие красоты. И стоит их увидеть из окна машины.