Провинция Эс-Сувейда уже давно играет активную роль в крупных национальных проектах в современной истории Сирии. При этом друзская политическая элита отличается ярко выраженной приверженностью к интеграции в рамках единого суверенного государства и не поддерживает идей сепаратизма. Эта позиция кристаллизовалась в ключевых этапах истории, начиная с сопротивления османской оккупации и участия в Антитурецком восстании на Ближнем Востоке, затем в Национально-освободительном восстании в Сирии под командованием Султана аль-Атраша, через проект конституционного государства после обретения независимости и, наконец, присоединение к националистическому проекту Гамаль Абдель Насера. Эти этапы истории сформировали нынешнее место сирийских друзов, как части сирийского государства.
Однако политические пертурбации, произошедшие недавно в Сирии после падения режима Асада, способствовали созданию в Эс-Сувейде атмосферы неопределенности и напряженности, что нашло отражение в противоречивых позициях религиозных центров принятия решений, традиционных лидеров, вооруженных группировок, а также политических и гражданских сил по отношению к новым властям в Сирии. Такие противоречия не возникли внезапно, а были обусловлены множеством факторов, наиболее заметным из которых стала новая провозглашенная государством политика, затронувшая в том числе назначения, сокращения и увольнение служащих в государственных учреждениях и институтах, а также на фоне ухудшающейся гуманитарной ситуации и продолжающегося экономического, жилищного и инфраструктурного кризиса без каких-либо надежд на ощутимые улучшения.
Помимо вышеуказанных факторов, трагические события, недавно произошедшие на сирийском побережье, оказали сильное влияние на формирование настроений широких слоев населения Эс-Сувейды. У друзов возникли экзистенциальные опасения и тревога за своё будущее и мирное сосуществование с остальными конфессиями сирийского общества на фоне актов насилия со стороны боевиков, связанных с новым сирийским правительством, по отношению к алавитскому населению под предлогом борьбы с вооруженными группировками, лояльными свергнутому президенту Башару Асаду. По факту это было безапелляционное убийство мирных алавитов по религиозному принципу.
К вышеперечисленному добавляется очень важный фактор, связанный с конституционной декларацией Сирийской Арабской Республики, подписанной новым президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа 13 марта 2025 года. Этот документ стал настоящим разочарованием для некоторых сирийских общин, что усилило беспокойства друзов Эс-Сувейды, которые начали организовывать гражданские и политические движения, протестуя против отсутствия у новых властей всеобъемлющего видения, охватывающего различные слои населения Сирии в рамках единого национального проекта.
«У жителей Эс-Сувейды, как и в других консервативных общинах, священнослужители играют ключевую роль в формировании социального и политического сознания»
На таком фоне региональный и международный аспекты стали дополнительным фактором, еще больше запутывающим ситуацию. Особенно здесь стоит выделить роль Израиля. Недавно The Wall Street Journal раскрыл план Израиля по разделу Сирии с целью защиты израильских интересов в регионе. Этот план соответствует стратегии Тель-Авива по ослаблению сирийского государства и предотвращению появления любого сильного централизованного образования, которое могло бы представлять угрозу в будущем.
Недавние заявления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, в которых он подтвердил готовность Израиля «защитить» друзов в Сирии, если новая сирийская администрация будет представлять им угрозу, вызвали споры как внутри Эс-Сувейды, так и за пределами этой провинции. Такие заявления разожгли беспрецедентную кампанию против друзов с обвинениями их в государственной измене. Однако эти события лишь усилили настороженность жителей Эс-Сувейды, которые опасаются стать «разменной картой» в региональной и международной политической борьбе за будущее Сирии.
Поскольку Эс-Сувейда находится на пути к большей политической неопределенности, вопросы о ее будущем остаются открытыми: смогут ли друзы сохранить свою политическую независимость в этих сложных условиях? Какова истинная позиция ее духовного и военного руководства в отношении проектов по местному самоуправлению, будь то в виде административной децентрализации или федерализации? Как друзы справятся с региональными изменениями, которые снова выводят их в центр внимания?
Духовные лидеры в Эс-Сувейде
У жителей Эс-Сувейды, как и в других консервативных общинах, священнослужители играют ключевую роль в формировании социального и политического сознания. Арабские и исламские общины в своей системе и культуре в целом опираются на религиозные институты, которые считаются основополагающим элементом поддержания социальной стабильности и чувства идентичности. Таким образом, духовенство является важной частью общества, а его роль в жизни людей считается незаменимой.
На протяжении всей истории священнослужители Эс-Сувейды играли видную роль в борьбе с оккупацией и тиранией. Они находились в авангарде борьбы против османского и французского колониализма, оказывая значительное влияние на укрепление духа сопротивления и национального единства.
«Духовные лидеры Эс-Сувейды согласны с необходимостью объединения усилий в рамках проекта всеобъемлющего национального государства, поскольку такое государство считается зонтиком, который должен охватывать всех без исключения граждан Сирии»
Однако такая роль не могла остаться без проблем и внутренних споров, поскольку сменявшие друг друга политические элиты пытались использовать напряженность между религиозными центрами принятия решений, чтобы подорвать любые попытки формирования параллельной силы, способной представлять какую-либо угрозу их гегемонии. В своё время Асад стремился получить лояльность друзского меньшинства, укрепляя связи с друзскими шейхами, в частности с духовным лидером Хикмат аль-Хиджри, Юсефом Джарбуа и Хамудом аль-Ханави.
В то же время Асад предпринимал усилия, чтобы этот орган духовенства не был единым и последовательным в своих решениях, опасаясь любых изменений, имеющих потенциальную угрозу его авторитету или внутреннему перевороту против него. Такая политическая манипуляция была и продолжает оставаться существенным фактором, создающим разногласия внутри друзского духовенства. При этом политические и общественные силы друзов остаются в стороне, так как они недостаточно развиты и адаптированы к современным условиям. Таким образом, роль религиозных лидеров в обществе по-прежнему остается решающей в формировании подходов и позиций по отношению к происходящим событиям. Именно такую картину мы четко видим сегодня, когда друзское духовенство имеет абсолютное влияние на местное сообщество на политической и социальной арене.
Друзское духовенство и новая администрация Сирии
Религиозные лидеры Эс-Сувейды согласны с необходимостью сохранения единства сирийского государства, поскольку именно государство является зонтиком, который должен охватывать всех граждан Сирии без исключения. Такой подход отражает общую веру в национальное единство и важность построения единого политического будущего, гарантирующего права и равенство для всех религиозных и этнических групп, населяющих Сирию. Однако, несмотря на принципиальное согласие с принципом государственного единства, существуют разногласия относительно практических аспектов реализации этого принципа, в частности относительно подходящего времени для участия в таком проекте. Вопрос здесь касается наличия гарантий или выражения доброй воли, подтверждающей серьезность намерений новых властей к построению многонационального и многоконфессионального государства.
Вышеупомянутый шейх Хикмат аль-Хиджри считает, что нынешнее сирийское правительство «носит салафитско-джихадистский характер, что очень беспокоит представителей меньшинств», в том числе друзов, которые опасаются, что такая идеология представляет серьезную угрозу для их дальнейшего существование в рамках Сирии. Поэтому аль-Хиджри призывает дождаться, пока политическая картина в стране прояснится и будут созданы всеобъемлющие конституционные основы, базирующиеся на таких основополагающих принципах, как гражданское общество и демократия. Он назвал конституционную декларацию, которая вызвала у друзов опасения, нелогичной.
«В Эс-Сувейде существуют различные вооруженные группировки. Некоторые из них появились в период правления Башара Асада, другие же успели сформироваться уже после прихода новой власти. При этом, группировки разнятся по своим позициям и взаимоотношениям»
Шейх аль-Хиджри призывает сирийцев сформировать движение, противостоящее политической линии нынешней администрации. Оно должно провозглашать принципы современного государства с равноправным сосуществованием всех его граждан независимо от их политических и конфессиональных убеждений. Аль-Хиджри также считает, что усилия должны быть по-прежнему сосредоточены на поиске консенсуса, который позволит политическому процессу в Сирии развиваться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и равенство для всех слоев сирийского народа, без какого-либо иностранного вмешательства, которое могло бы привести к расколу страны.
Со своей стороны, шейх Юсеф Джарбуа и шейх Хамуд аль-Ханави выступают за незамедлительную интеграцию в государственный проект при условии предоставления определенных базовых гарантий для обеспечения справедливости и равенства в Сирии. Это различие между ними и шейхом Аль-Хиджри вытекает из текущих политических проблем в Сирии, которые требуют гибкой позиции по динамично развивающимся политическим событиям.
Позиция по израильскому вмешательству
Что касается заявлений Израиля о своём желании предоставить друзам защиту, то здесь стоит обратить внимание на два отдельных интервью телеканала Al Arabiya с шейхами Юсефом Джарбуа и Хамудом аль-Ханави, которые подтвердили свое неприятие подобных заявлений со стороны Израиля. Шейх аль-Ханави заявил: «Мы патриоты и не пойдем на компромисс в национальных интересах», подчеркнув, что «друзы никогда не протягивали руку иностранцам». Это заявление отражает неприятие друзским духовенством любого иностранного вмешательства, включая вмешательство со стороны Израиля, который стремится использовать чаяния этнических и религиозных меньшинств Сирии, чтобы посеять раздор между различными группами его общества. В подтверждение такой позиции Аль-Ханави добавил: «Мы сирийцы, нравится нам это или нет. Никто не может нам диктовать, и мы никому не позволим нападать на нас».
По этой проблематике Аль-Хиджри выражает нейтральную позицию. Он заявил: «Это международная игра и международные компромиссы. Основные усилия необходимо сконцентрировать на решении внутренних вопросов для достижения стабильности в Сирии в целом».
Вооруженные группировки и их позиции
В Эс-Сувейде существуют различные вооруженные группировки. Некоторые из них появились в период правления Башара Асада, другие же успели сформироваться уже после прихода новой власти. При этом, группировки разнятся по своим позициям и взаимоотношениям, и это зависит от ряда факторов, прежде всего от их связей с религиозными лидерами, их позиций по отношению к новой сирийской администрации, их видения местного самоуправления и степени, в которой на них влияют заявления Израиля относительно поддержки друзов. Стоит отметить, что позиции и коалиции этих группировок претерпели резкие и быстрые изменения под влиянием событий, последовавших за падением режима Асада.
В принципе, все группировки можно разделить на две группы в зависимости от их позиций и взаимоотношений с религиозными властями, новым правительством, местной администрацией и заявлениями Израиля о «защите друзов».
Первая группа включает группировки, которые поддерживают хорошие отношения с традиционными лидерами друзов, такими как паша Атеф Хунаиди, Хасан аль-Атраш, шейх Хамуд аль-Ханави и шейх Юсеф Джарбуа. Что же касается отношений с шейхом Хикматом Аль-Хиджри, то в них иногда возникают напряженные моменты, но это никогда не доходит до конфликта, поскольку они стремятся оказывать ему поддержку при необходимости.
Что касается новой сирийской администрации, то эти группировки не против взаимодействия с ней при условии, что туда не войдут ни члены «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ), ни экстремистские силы. Они также приветствуют материально-техническую поддержку, включая заработную плату и оборудование с оговоркой, что в судебной полиции и органах общественной безопасности основной костяк будут составлять местные кадры.
«Достижение национального единства требует комплексного взгляда и компромиссных решений, которые обеспечат стабильность страны с упором на партнерство, инклюзивность и недопущение ущемления интересов меньшинств»
Надо понимать, что эти группировки не стремятся установить какую-либо форму самоуправления или федерализации. Они утверждают, что их роль ограничивается поддержанием безопасности в горах, что видится, как необходимость, учитывая отсутствие доверия к кадрам, входящим в состав новой армии и служб безопасности. В этой связи даже громкие заявления Израиля о политике «защиты друзов» остались по большей мере без внимания, так как их роль остается вне региональных и международных соглашений, а в рамках суверенного государства.
Во вторую группу входит «Военный совет», представляющий собой наиболее современную и организованную структуру. Его доктрина строится на необходимости институционализации и объединении военных группировок провинции и поддержке позиций шейха Аль-Хиджри. В состав «Военного совета» входят несколько отдельных группировок, которые не проявляют желания к налаживанию координации с новым правительством, считая его экстремистским. Более того, они не признают его легитимность. «Военный совет» занимает более четкую политическую позицию, считая федеральную систему политическим решением внутренних проблем Сирии. Что касается заявлений Израиля о «поддержке друзов», то у этих группировок не было публично заявленной позиции, будь то в поддержку или неприятие этого тезиса.
Несмотря на имеющиеся на первый взгляд военно-политические разногласия, все группировки всегда готовы объединить усилия в случае возникновения внешней военной угрозы для их района – Эс-Сувейды. История уже знает такие прецеденты, когда местные жители единогласно отдают приоритет сохранению собственной безопасности и стабильности своей горы.
Между внутренними и региональными вызовами
Эс-Сувейда представляет собой яркий пример разнообразия и контрастности сирийского общества. На сегодняшний день позиции различных конфессиональных и племенных групп, населяющих страну, варьируются от поддержки взаимодействия с новой администрацией до оппозиции ей в зависимости от ряда военно-политических, исторических и социальных факторов.
Сегодня, в свете вмешательства ряда иностранных стран и израильских планов, направленных на использование «карты» в виде друзов для достижения геополитических целей, активно обсуждается вопрос о том, как обеспечить самостоятельное и безопасное будущее для Эс-Сувейды.
Несомненно, у местных лидеров есть понимание, что достижение национального единства требует комплексного взгляда и компромиссных решений, которые обеспечат стабильность страны с упором на партнерство, инклюзивность и недопущение ущемления интересов меньшинств, поскольку любая дискриминация может стать предлогом для израильских проектов и вмешательства других страны. Сегодня настроения жителей Эс-Сувейды все больше склоняются к отказу от административной централизации и отдают предпочтение более децентрализованной системе, которая позволяет им более активно участвовать в формировании своего будущего.
Учитывая историческое наследие и сложность ситуации, ответственность за поиск компромисса, который сбалансирует требования безопасности и национальной интеграции, с одной стороны, и право народа Эс-Сувейды самостоятельно управлять своими делами и активно участвовать в политической жизни страны, остается в руках новой администрации и полностью зависит от их решений, связанных с будущим Сирии.
Читайте по теме:
- Сирия: исторические вехи проекта «Друзского государства»
- Какие секреты открывают документы Черчилля об истории Сирии и Ближнего Востока?
- Бомбардировки Дамаска... от Османской империи и французского мандата до израильской агрессии