Хедивский Египет: знакомство кинематографом
29.01.2014 19:06
Хедивский Египет: знакомство кинематографом

В Египте о «живых фотографиях» впервые узнали из опубликованной 23 апреля 1896 г. на первой полосе газеты «Аль-Ахрам» статьи под таинственным для того времени названием – «Синематограф, или движущееся изображение». В ней отмечалось: «…движущееся изображение – одно из наиболее удивительных и превосходных изобретений современности. Изумительные и необыкновенные виды, созданные при по­мощи техники. Изображение способно передавать любые образы и картины – будь то отдельные предметы или люди. Последние при этом предста­ют перед взором реально, в движении, в различных местах и ситуациях... Можно увидеть разнообразные виды природы, великолепные чудеса про­мышленности, наблюдать человека сидящего, а затем одевающегося, заня­того едой, пьющего, бегущего, играющего, смеющегося...».

Через полгода издававшаяся в Александрии на французском языке га­зета «Ла Реформ» 4 ноября 1896 г. известила читателей о том, что в глав­ном портовом городе Египта заканчивается подготовка к организации сеан­са «движущихся картинок». А вечером следующего дня, 5 ноября, в одном из помещений хлопковой биржи Тусун-паши состоялась их премьерная демонстрация. Выбор места для проведения дебютного публичного кинопо­каза оказался не случайным. Здание биржи, располагавшееся на оживлен­ной улице Баб аль-Хадид, состояло из нескольких этажей, и в нем имелся ряд отличавшихся по своим размерам залов, использовавшихся иностран­ными землячествами Александрии для проведения в них танцевальных ве­черов и разного рода торжественных мероприятий.

6 ноября газета «Ла Реформ» поместила дополнительную информа­цию – уже рекламно-просветительского характера. В ней сообщалось: привезенный из Европы аппарат братьев Люмьер представляет собой нечто вроде «волшебного фонаря», но большого размера, с находящимся внутри особым механизмом, вращающим рулон целлулоидной пленки, содержа­щей моментальные фотографические снимки. В конце статьи авторы призывали своих читателей познакомиться с сенсационным «последним достижением человеческого гения», обещая при этом приятное и незабываемое времяпрепровождение на получасовых киносеансах, организуе­мых ежедневно с 5 до 11 часов вечера.

Первым посетителям демонстрационного зала в александрийской бир­же были предложены довольно разнообразные информационно-хроникальные кинозарисовки: «Борцы», «Жители Мадагаскара», «Танец "Кан­кан», «Польский лес», «Кузнецы», «Выход рабочих с завода», «Весна в Пари­же», «Боксеры», «Ловля креветок», «Площадь Оперы в Париже», «Море в Гав­ре». Громкий успех необычного вида зрелища привлек внимание городских властей, и 14 ноября «кинематографическое представление» удостоил личным посещением губернатор Александрии. Про­смотрев изумившие собравшихся «живые фотографии», он расспросил владель­цев аттракциона о механизмах и принципах функционирования проекционной аппаратуры. Примечательный факт: по распоряжению муниципальных властей, во второй половине ноября в просмотровом зале биржи Тусун-паша вместе с преподавателями побывали учащиеся городских школ и лицеев, где получили ценную и полезную информацию, связан­ную с техническими аспектами показа «движущихся фотографий».

В Каире дебютный киносеанс состоялся 28 ноября 1896 г. в квартале Аль-Азбакийя, в зале «Хаммам Шнайдер». На приглашение Анри Делло Строголо, приехавшего из Александрии агента братьев Люмьер, увидеть «чудо-изобретение» откликнулись губернатор столичной провинции, высокопоставленные чиновники. Также на просмотр пришли деятели науки и искус­ства, журналисты и писатели. Как и в Александрии, каирская пресса отреа­гировала на «живые картинки» в основном одобрительно, напечатав хвалеб­ные, а временами и восторженные отзывы. Например, влиятельная каирская газета «Аль-Мукаттам» 1 декабря опубликовала большую статью, где гово­рилось, что присутствовавшие в кинозале, «увидев движущиеся изображе­ния, испытали восхищение и даже вообразили, будто перед ними предстали некие привидения и призраки, у которых нет только голоса» . Сеанс завер­шился аплодисментами всех собравшихся, после чего губернатор Каира по­рекомендовал владельцу аттракциона Анри Делло Строголо устраивать спе­циальные кинопросмотры отдельно и для женщин. Высказанное пожелание было принято, и днем с 16 до 18 часов зал «Хаммам Шнайдер» прода­вал входные билеты исключительно для женской аудитории, а с 18 до 23 — для мужской. Популярный журнал «Аль-Хилаль» в номере от 16 декабря, в раз­деле «Хроника», отметил: «Французская компания, чья резиденция находит­ся неподалеку от здания Египетского телеграфа, демонстрирует фотографии, которые зрителям кажутся наполненными живым движением. Люди сбега­ются на их просмотр». Газета «Миср» в тот же день написала: «движущиеся изображения» производят очень сильное и глубокое впечатление, и при этом они «радуют сердце и чаруют разум». Вместе с тем в периодической печа­ти встречались и иные высказывания, отражавшие противоположную точку зрения. Как свидетельствует авторитетный каирский журнал «Аль-Кавакиб», новый вид зрелища оценивался в тот период частью египтян не иначе, как «волшебные игры Запада» и даже «злонамеренные проделки дьявола».

Владелец люмьеровского патента Делло Строголо оказался человеком инициативным и предприимчивым и быстро смог получить лицензию на открытие в Александрии первого в Египте «кинематографического театра». Под «Синематограф Люмьер», оснащенный доставленной из Европы кино­аппаратурой, власти выделили место в центральной части города, на улице Мухаррам-бек, между биржей Тусун-паши и театром Аль-Хамбра. Его откры­тие состоялось 30 января 1897 года. Премьерную программу составили за­падноевропейские короткометражные киноленты: «Площадь кафедрального собора в Турине», «Шествие берсальеров», «Деревенский праздник», «Отъ­езд на автомашине», «Группа игроков в карты», «Любовная записка», «Путе­шественник и воры». Интересно, что среди демонстрировавшихся «живых фотографий» особым успехом пользовались «экзотические» хрони­кальные сюжеты о торжественной коронации в Москве русского царя Нико­лая II и его посещении столицы Франции. Удовлетворяя просьбы зрителей, администрация кинотеатра неоднократно принимала решение показывать их на бис. Как и раньше, в дневное время «Синематограф Люмьер» устраивал специальные отдельные просмотры для женщин-европеек и мусульманок.

Важным событием кинематографической жизни явился приезд в Египет в марте 1897 г. сотрудника братьев Люмьер оператора Жана Промио. В сопровождении Делло Строголо он совершил довольно продолжительную поездку по стране и отснял тридцать пять хроникальных эпизодов. В их числе – «Семья итальянско­го консула посещает "синематограф" в Александрии», «Поездка к пирамидам», «Площадь Мухаммеда Али», «Хедив и его эскорт», «Процессия махмаля (палан­кина с покрывалом и другими дарами для Каабы)», «Бедуины на верблюдах», «Похоронная процессия», «Площадь Цитадели», «Площадь Оперы», «Мост Каср ан-Нил», «Площадь Сулейман-паши», «Улица Ас-Сейида Зайнаб», «Ниль­ские плотины», «Деревня Саккара», «Пирамиды», «Спуск с Большой пирами­ды», «Отъезд из Банхи», «Отъезд из Каира», «Панорамы берегов Нила». В мае-июне 1897 г. документальные кинозарисовки, сделанные на территории Египта и с энтузиазмом воспринятые местной зрительской аудиторией, на протяжении многих дней демонстрировались в кинотеатре «Синематограф Люмьер».

Жан Промио

На начальном этапе «синематограф» получил наибольшее распростра­нение не в столице, а в Александрии, где проживала многочислен­ная и влиятельная колония европейцев, которые активно приветствовали и поддерживали идеи об увеличении импорта иностранных кинофильмов, поступавших тогда в основном из Франции и Италии. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что в главном портовом городе Египта «индустрия развле­чений» на рубеже XIX-XX вв. была несравненно богаче и разнообразнее, чем в Каире. Здесь находились многочисленные кафе, мюзик-холлы, дансин­ги и другие увеселительные заведения. За умеренную плату публика получа­ла возможность увидеть «ошеломляющие» кинопрограммы, состоявшие из нескольких роликов продолжительностью по 2-3 минуты. Фильмокопии экс­плуатировались их хозяевами до полного материального износа.

Между тем кинопрокатчики-иностранцы вскоре столкнулись с пробле­мами – после первых, казалось бы, обнадеживающих успехов «живых фотографий» интерес к ним со стороны зрительской аудитории постепенно стал снижаться. Однотипная зарубежная кинохроника, скучно и примитивно пе­редававшая жизнь других стран и народов, прежнего ажиотажа у публики уже не вызывала. Попытки изменить неблагоприятно складывавшуюся конъ­юнктуру к лучшему, даже за счет уменьшения стоимости входных билетов, к желаемому результату не приводили, и «Синематограф Люмьер», обязан­ный перечислять во Францию 50% кассовой выручки от показа импортиро­вавшихся в Египет кинофильмов, свою деятельность прекратил.

В начале 1900-х гг. в Египте, как и в Европе, кинематографическое зрелище, утратив былую привлекательность и новизну, переместилось в общественные сады и парки. Местная пресса информацию о нем давала край­не редко. Еще одним спасительным оазисом для кино послужили помещении городских театров и мюзик-холлов. Однако в них хроникальные ленты показывали лишь в качестве приложения к театральным спектаклям и эстрадным представлениям.

Упоминания об этом содержат египетские периодические издания того времени. Газета «Ла Реформ» 10 января 1900 г. сообщала, что в александрий­ском театре Аль-Хамбра пройдет концерт гастролировавшей в стране английской певицы Лиз Дублин, после чего вниманию публики будут предложены разнообразные кинематографические сюжеты. Газета «Аль-Ахрам», редакция которой в ноябре 1899 г. переехала из Александрии в Каир, в номере от 22 ноября 1901 г. писала: «Сегодня вечером в Египетском теа­тре будут идти кинофильмы – вслед за песенными, танцевальными, гимнастическими и комическими номерами». Та же «Аль-Ахрам» 2 декабря 1901 г. поместила анонс о развлекательном мероприятии в Египетском театре в Каире с забавной инсценировкой о короле джиннов и де­монов, программой «движущихся фотографий» и танцами под оркестр. «Жи­вые фотографические картинки» систематически демонстрировались и по­сле окончания спектаклей популярной каирской театральной труппы Искан­дера Фараха «Аль-Джук аль-мисри», в которой выступал выдающийся еги­петский певец, музыкант и актер шейх Саляма Хигази.

Примерно через десять лет после первых показов «движущихся фотографий» в Египте в кинематографической сфере произошла «смена лидеров». На передний план выдвинулась компания основоположника фран­цузской киноиндустрии Шарля Пате. Обладая значительными финансово-организационными возможностями и имея в распоряжении богатую кол­лекцию разнообразных фильмов, он начал экспортировать на египетский рынок не только короткометражные хроникально-документальные, но и постановочные кинокартины. При этом некоторые из них демонстрирова­лись на экране уже не в черно-белом, а в цветном изображении (применялась ручная раскраска кадров).

Как и во многих других странах мира, в Египте в репертуаре просмотровых залов во второй половине 1900-х годов произошли серьезные ка­чественные изменения. В нем ощутимо возрос удельный вес игровых ко­роткометражных фильмов и фарсов, заключавших в себе законченное сю­жетное повествование, рассказывавших какую-либо увлекательную житей­скую историю. Интерес к экранному зрелищу снова заметно оживился, и это способствовало росту посещаемости кинотеатров.

С целью привлечь к кинематографу максимальное число зрителей отдельные кинопрокатчики, по примеру пришедшей на египетский рынок еще одной французской кинокомпании – «Гомон», – попытались преодолеть немоту экранного повествования, включая во время сеанса установ­ленные возле киноэкрана граммофонные пластинки. Однако из-за проблем технического порядка добиться синхронности изображения и закадрового звука в то время было крайне сложно, и от этого приема владельцам фильмокопий в итоге пришлось отказаться.

Наряду с французами заметную актив­ность в сфере киноторговли и показа фильмов в Египте начали проявлять ита­льянцы. В 1906 г. в Александрии они оборудовали большой и комфортабель­ный кинозал «Синематограф Ирбанура», имевший несколько вентиляторов для проветривания воздуха и удобные кресла, и тоже приступили к прокату кинолент западноевропейского производства. Чтобы придать своему детищу дополнительную респектабельность, теперь, в отличие от недавнего прошлого, владельцы кинотеатра организовывали в качестве приложения к экран­ному зрелищу выступления артистов-кукольников, музыкальных оркестров и исполнявших итальянские песни певцов в антрактах между длившимися 20-30 минут драматическими, комедийными и фантастическими фильмами.

Феликс Месгиш

Для иностранного кинобизнеса Египет с самого начала представлял интерес не только как рынок сбыта экранной продукции, но и как благодатное место для съемок бесценных памятников истории и культуры, величе­ственные виды и панорамы которых можно было бы с успехом показывать в прокатной сети многих стран мира. В ноябре 1906 г. в «страну пирамид» прибыл сотрудничавший с братьями Люмьер известный кинооператор Фе­ликс Месгиш. По сравнению со своим предшественником Промио, он имел более совершенную киноаппаратуру, много метров пленки, да и програм­ма его пребывания оказалась гораздо богаче и насыщеннее. Помимо документальных фрагментов из жизни современного Египта – проезда конного эскорта и кареты хедива и его свиты по улицам Каира, квартала мусульман­ского богословского университета «Аль-Азхар», египтян и египтянок в на­циональных одеждах, египетских политических деятелей – Месгиш отснял многочисленные мечети и минареты, надгробия султанов и мамлюков, по­строенную при Салах ад-Дине Цитадель. А чтобы убедительнее доказать зрителям-иностранцам справедливую истину о том, что нигде так быстро не падаешь в глубь времен, как в Египте, кинематографист запечатлел пи­рамиды в Гизе, Сфинкса, храмы в Луксоре и Карнаке, Долину царей, на гра­нице с Суданом – храм Абу-Симбел, а также множество античных досто­примечательностей греко-римского периода.

В конце первого десятилетия XX века, несмотря на слабость техники пожарной безопасности и происходившие в кинозалах возгорания, рыночная конъюнктура кинемато­графа все-таки изменилась в лучшую сторону и «география» киносеансов существенно расширилась. Зарубежные фильмы стали демонстрировать не только в Александрии и Каире, но и в Порт-Саиде и Мансуре. Одновременно происходило обогащение жанрово-тематической палитры экранного репер­туара. Наряду с постановочными в возраставших количествах показывались новые по содержанию видовые документальные и научно-популярные киноленты, например, «Зимние виды спорта в Швейцарии», «Путешествие по Новой Зеландии», «Рабочие слоны Индии», «Соревнования по преодолению препятствий», «Море при лунном свете». Неординарный интерес у зритель­ской аудитории, по свидетельству газеты «Аль-Ахрам» от 3 апреля 1907 г., вызвали японские документально-пропагандистские фильмы о многомесяч­ной осаде Порт-Артура и об обстановке, сложившейся в Японии после окончания войны 1904-1905 гг. с Россией.

Хедив Аббас Хильми

Рассматривая ранний период истории кино в Египте, уместно сказать о следующем факте. В июне 1907 г. хедив Аббас II Хильми посетил Алексан­дрию для ознакомления с подготовкой специалистов и процессом обучения в престижном Высшем институте при мечети Сейиди Абу аль-Аббас. Впервые фрагменты данной поездки были отсняты на кинопленку постоянно прожи­вавшим в Египте оператором-итальянцем Альвизи Орфанелли, сделавшим это по поручению своих земляков, известных александрийских фотографов и предпринимателей, – Азиза и Дореса. Спустя месяц, вечером 20 июля, в принадлежавшем им кинотеатре «Синематограф Азиз и Дорес» они публично продемонстрировали хроникальные съемки пребывания хедива в Алек­сандрии. Как полагает известный современный египетский кинокритик доктор Али Абу Шади, этот день «можно считать точкой отсчета в истории кинопроизводства в Египте, поскольку данный фильм был произведен египетской компанией, на египетские деньги и реализован в Египте». В августе того же года Азиз и Дорес побывали в другом александрийском учебном заведении и сняли короткометражный видовой хроникальный фильм «Спортивный праздник в Школе Аль-Фарир», которая в те времена в разговорном обиходе александрийцев чаще фигурировала как «Школа Сант-Катрин». Впрочем, до выпуска дебютного сугубо национального полнометражного игрового кинофильма оставалось еще долгих двадцать лет….

В мире арабского кино с Анатолием Шаховым
Автор раздела: Анатолий Шахов