23 апреля 1954 года в районе Халда, что в девяти километрах от ливанской столицы, был открыт международный аэропорт Бейрута. Тогда все внимание было сосредоточено на нем, ведь он выглядел впечатляющим для того времени с современными взлетными полосами, непревзойденной чистотой порядком и, конечно же, кофейня для путешественников в зале ожидания.
Это произошло в рамках большого экономического подъема, который произошел в Ливане в период президентства Камиля Шамуна. В то время Бейрут быстрыми шагами развивался и становился центром туризма и банковских услуг, благодаря чему Ливан прозвали «Швейцарией Ближнего Востока». До этого в Бейруте был небольшой аэропорт в районе Бир-Хасан, к югу от столицы. Он был открыт во времена президента Эмиля Эдде в 1938 году. В 1945 году ливанский лидер Саиб Салам в сотрудничество с британской компанией «BOAC» основал авиакомпанию «Middle East Airlines», которая впоследствии станет ведущим арабским авиаперевозчиком, связывающим Бейрут практически со всеми столицами мира.
С момента своего открытия аэропорт подвергся ряду актов агрессии. 5 октября 1970 года группа палестинских боевиков взяла в заложники сотрудников аэропорта с требованием гарантий, что их не депортируют из Ливана. 28 апреля 1973 года палестинская группировка заложила взрывчатку в туалеты аэропорта, чтобы оказать давление на ливанские власти с целью освобождения трех палестинцев, содержавшихся в ливанских тюрьмах.
«Аэропорт Бейрута закрывался несколько раз, и неоднократно приостанавливал свою деятельность, но всегда сохранял свои услуги и свое название до лета 2005 года, когда он был переименован в «Международный аэропорт Рафика Харири».
Аэропорт попал под контроль воюющих ополченцев во время гражданской войны в Ливане, а 9 июня 1985 года в нем был похищен Томас Сазерленд, декан сельскохозяйственного факультета Американского университета в Бейруте. Несколько дней спустя американский самолет TWA был угнан из Афин и посажен в аэропорту Бейрута. 24 февраля 1982 года была предпринята аналогичная попытка захвата кувейтского самолета, а 7 февраля 1985 года — кипрского.
Аэропорт несколько раз закрывался несколько раз, и неоднократно приостанавливал свою деятельность, но сохранял свои услуги и название до лета 2005 года, когда он был переименован в «Международный аэропорт Рафика Харири» по аналогии с аэропортом Шарля де Голля во Франции и аэропортом Ататюрка в Турции. Было это спустя несколько месяцев после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, которое произошло 14 февраля 2005 года. Сегодня аэропорт Бейрута снова выходит на первый план после недавней публикации британской газеты «The Telegraph», в которой говорится, что аэропорт может стать главной целью для Израиля, поскольку используется Ираном для снабжения «Хезболлы» боеприпасами и оружием. Некоторые сочли, что время для статьи было выбрано специально, чтобы подготовить почву для бомбардировок Израиля. Мы, в свою очередь, решили изучить историю аэропорта Бейрута, чтобы понять, каким актам агрессии он подвергался с конца шестидесятых годов прошлого века до сегодняшнего дня.
Первая агрессия в 1968 году
В ночь на 28 декабря 1968 года аэропорт Бейрута подвергся первой в своей истории агрессии со стороны Израиля. Она была самой крупной и жестокой, и произошла в ответ на нападение на израильский самолет, произошедшее двумя днями ранее в Афинах. Ответственность за нападение взял «Народный фронт освобождения Палестины», находившийся тогда на территории Ливана. 64 израильских коммандос были переброшены в Ливан вместе. Резервные диверсионные группы на лодках прибыли к побережью Ливана для эвакуации переброшенных командос или обеспечения огневой поддержки в случае, если они подвергнутся внезапному нападению со стороны ливанских военных.
Командовал операцией израильский офицер Рафаэль Эйтан, ставший впоследствии начальником штаба израильской армии во время вторжения в Бейрут. Было выпущено 95 дымовых шашек, чтобы затруднить обзор диспетчерской вышки. В это время группа двинулась к западной взлетно-посадочной полосе, чтобы уничтожить 12 коммерческих самолетов, принадлежащих компании Middle East Airlines, и два грузовых самолета. После выполнения операции прибыли израильские вертолеты для их эвакуации. Распространенная в Израиле история гласит, что Рафаэль Эйтан, прежде чем покинуть аэропорт, зашел в кафе, где выпил чашечку кофе и заплатил за счет в израильских шекелях.
Вторая агрессия в 1976 году
Через год после начала гражданской войны, а именно 27 июня 1976 года в аэропорту Бейрута произошел неизвестный взрыв, в результате которого был уничтожен пассажирский самолет Boeing 707, принадлежащий компании Middle East Airlines, и погиб капитан Зухаир Микати. Тогда ответственность за совершения акта агрессии возложили на фалангистскую партию «Катаиб», которая, согласно обвинениям, хотела воспрепятствовать поставкам оружия и боеприпасов палестинским боевикам.
Третья агрессия в 1982 году
Во время израильского вторжения в столицу Ливана оккупационные силы продвинулись в сторону района Халда, который стал центром палестинских боевиков и их ливанских союзников. 10 июня 1982 года израильская авиация в очередной раз нанесла удар по аэропорту Бейрута, уничтожив 6 самолетов, принадлежащих Middle East Airlines.
Четвертая агрессия в 1983 году
22 июля 1983 года штаб морской пехоты США в аэропорту Бейрута подвергся бомбардировке ракетами, выпущенными друзскими ополченцами, которые были союзниками движения ФАТХ и Организацией освобождения Палестины. В тот день были ранены трое американских солдат, а аэропорт был закрыт до сентября того же года.
Пятая агрессия в 1983 году
23 октября 1983 года аэропорт подвергся крупнейшей операции со времен израильской агрессии 1968 года. В тот день грузовик «Мерседес», напичканный пятью тоннами взрывчатки, атаковал штаб морской пехоты в аэропорту Бейрута, в результате чего погиб 241 американец. Эта операция произошла спустя несколько месяцев после нападения террориста-смертника на американское посольство в Бейруте 18 апреля 1983 года. До этой даты аэропорт принимал около 35 рейсов в день, а количество пассажиров достигло 2400 пассажиров в день. Но после этой атаки все международные компании прекратили пользоваться услугами аэропорта.
Шестая агрессия в 2006 году
Во время последней войны в 2006 году израильские ВВС 13 июля нанесли удар по Международному аэропорту Рафика Харири, в результате чего было разрушено три взлетно-посадочных полосы. Таким образом, аэропорт был выведен из строя и оставался закрытым до 17 августа того же года. Правительство Эхуда Ольмерта ответило на критику, направленную в его адрес из-за бомбардировки аэропорта, заявив, что Иран использовал его для снабжения Хезболлы оружием и техникой. Кстати, этот же аргумент недавно использовала действующая израильская администрация, назвав аэропорт Бейрут главной целью возможного удара.
Читайте по теме:
- 50 лет назад Ричард Никсон впервые посетил Сирию: какие были цели и результаты?
- Как саудовский король Абдул-Азиз отстаивал арабскую сущность и историю Палестины?