Книга сирийского историка Сами Марвана Мобаеда «Сирия в документах Черчилля 1940–1945 гг.», опубликованная издательством Riad El-Rayyes Books and Publishing Company в Бейруте в 2024 г., проливает свет на отношение бывшего Премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к сирийскому государству во время его первого срока, то есть во время поворотного периода в истории Сирии, сопровождавшегося серией военных переворотов. В книге также рассматриваются отношения Черчилля с арабским регионом в целом, его позиция по Палестине, а также излагается часть внутриевропейского конфликта на сирийской арене.
Высокомерный и тщеславный расист
Уинстон Черчилль (1874-1965 гг.) был трижды приглашен посетить Сирию: дважды в столицу Дамаск и один раз в сирийское посольство в Лондоне. Но он даже не удосужился ответить на приглашения.
В книге излагается история Черчилля через призму его отношения к преобразованиям, которые арабский регион пережил в начале XX века. Некоторые политические и общественные круги Британии представляли образ своего премьер-министра во время Второй мировой войны как величайшего британского лидера в истории, и этот образ глубоко укоренился в народном воображении как лидер, спасший Британию и мир от нацизма и фашизма. С другой стороны, многие видят в нем фанатичного, расистского, кровожадного политика со множеством недостатков: упрямство, продажность, готовность без колебаний отправлять британских солдат в бой, а также сторонника империализма и ответственного за совершение военных преступлений. На посту военного министра и в новом облике, изображенном в книге, роль Черчилля в мире была кровавой. Он приложил значительные усилия для подавления народного восстания против британцев в Ираке в 1920 году, известного как Антианглийское восстание в Ираке, с использованием иприта, что привело к гибели по меньшей мере 10 000 иракских граждан. Со стороны Британии число погибших военных составило 450 человек.
«История Черчилля на международной арене была кровавой, поскольку он не считался с огромным количеством мирных жителей для подавления народного восстания против британцев в Ираке в 1920 году»
В книге сэр Уинстон Черчилль описывается как высокомерный и тщеславный лидер с расистскими взглядами, однако автор отмечает, что он был историческим лидером для своей страны, который провел ее через самые мрачные события и изменил карту всего мира, включая Ближний Восток.
«Не становись мусульманином»
Книга прослеживает жизнь Черчилля, который родился в 1874 году в Оксфордшире, на юго-востоке Англии, и вырос в Британской империи. Все его воспитание было пронизано имперским и расистским духом. Черчилль был назначен в Судан (1899 г.), что совпало с глубокими переменами в его личной жизни, заставившими его отдалиться от всех религий. Это объясняет его негодование по поводу консервативного суданского общества, о котором он писал в своей книге «Война на реке» в 1899 году: «Как ужасны проклятия магометанства, наложенные на его последователей! Мусульмане могут проявлять достойные восхищения качества как личности: они храбры, преданы королевству, и все они знают, как умереть (имея в виду пасть мучеником за дело Всевышнего). Но влияние религии в этой стране парализует социальное развитие своих последователей». Его первый контакт с исламским миром произошел в октябре 1896 года. Тогда он был молодым офицером британской армии, на границе Восточной Индии, которая сейчас является территориями Афганистана и Пакистана, и восхищался Хайдарабадом. Однако в письме своей матери в Лондон он написал, что въедет туда только на слоне, иначе местные жители будут в него плевать и оскорблять.
Значительное изменение во взглядах Черчилля и принятие философии ислама произошло немного позже, благодаря его дружбе с британским поэтом и писателем Уилфредом Блантом (1840-1922), который активно путешествовал по городам Ближнего Востока и знакомился с их культурой. Блант любил арабов. Он проводил долгие часы с Черчиллем, оказывая влияние на его мировоззрение через беседы о достоинствах ислама и мусульман.
Мнение Черчилля менялось, и для него мусульмане превратились из источника раздражения в источник силы и притяжения. В своих дневниках Блант пишет, как однажды убедил своего друга надеть арабскую одежду с белой куфией и абайей. Черчилль описал свой опыт коллеге леди Констанс Литтон (1869–1923), британской активистке движения за права женщин: «Вы можете принять меня за пашу, но мне бы хотелось им быть». Внезапное восхищение Черчилля исламом, по-видимому, обеспокоило другого его друга, леди Гвендолин Питти, которая написала ему, умоляя не принимать ислам: «Пожалуйста, не становись мусульманином... Я заметила в твоих действиях тенденцию к ориентализму».
Ближний Восток... кульминация «Большой игры»
Когда началась Первая мировая война (1914-1918 гг.), и после провала британской военной кампании в Галлиполийском сражении, или Дарданелльской операции (1915 г.), в которой одержала победу османская армия, Черчилль был вынужден уйти в отставку и покинуть свой пост. Однако он вернулся на должность Министра вооружений, а затем и Военного министра в январе 1919 г. В промежутке между занятием этих постов он боролся с депрессией из-за поражения в войне. Он углубился в живопись и предлагал свои картины на продажу публике, но подписаны они были его псевдонимом.
В 1921 году Черчилль был назначен министром по делам колоний в правительстве Ллойд Джорджа (1863-1945), на котором, по словам американского историка Уоррена Доктера, автора книги «Черчилль и исламский мир», Черчилль хотел извлечь выгоду из своей «энергии и творческого мышления». Он создал в своем министерстве Департамент Ближнего Востока и сотрудничал с полковником Томасом Эдвардом Лоуренсом (Лоуренс Аравийский, 1888–1935), который участвовал в арабском восстании против Османской империи и привел его к победе в 1918 году. Лоуренс был одним из самых известных военных стратегов Лондона. Он провел несколько дней в Дамаске, в течение которых он консолидировал правление Хашимитов в Сирии, прежде чем оно было свергнуто военным путем силами французского мандата в 1920 году. Ливанский историк Фавваз Трабулси в своей книге «Сайкс-Пико- Бальфур/За пределами карт» (2019) упоминает, что Эдвард Лоуренс совершил несколько поездок для изучения замков крестоносцев в регионе. Он изучал арабский язык в Библосе и Бейруте и в результате овладел им в совершенстве. Его вербовали для выполнения разведывательных миссий, когда он работал археологом на Палестинскую исследовательскую компанию на раскопках в пустыне Негев.
Лоуренс, как и Уилфред Блант до него, сыграл очень важную роль, убедив Черчилля прислушаться к требованиям арабов и помочь им добиться своих законных прав. В своем новом кабинете Черчилль составил таблицу арабских имен и стандартизировал их написание на английском языке, чтобы избежать путаницы. Он также продемонстрировал карту арабского мира, на которой было указано расположение племен и влиятельных лиц в каждом географическом регионе. Он попросил своих помощников подробно объяснить разницу между суннитами и шиитами, чтобы лучше понять исламскую религию. Для Черчилля Ближний Восток был важнейшим направлением или испытательным полигоном для его мировоззрения. Будущий облик Ближнего Востока занимал центральное место в его представлениях о XX веке. Он горячо верил, что Регион возродится или должен возродится, как феникс, из пепла Первой мировой войны.
Принятие сионистских амбиций
Автор книги отмечает, что арабы по-разному оценивали Черчилля: некоторые не могли смириться с его абсолютной поддержкой сионистского проекта, а другие считали его государственным деятелем высочайшего уровня, сыгравшим важную роль в создании государства Ирак и Иордании.
Американский историк Дэвид Фромкин (1932-2017) в своей книге «A Peace to End All Peace» упомянул, что Черчилль в начале 1920 года писал: «Если бы при нашей жизни на берегах реки Иордан и под защитой британской короны было создано еврейское государство, насчитывающее 3 или 4 миллиона человек, это было бы событием на данном этапе мировой истории. И такое событие, как мы его видим, было бы полезным и отвечало бы интересам Британской империи».
«Для Черчилля Ближний Восток был важнейшим направлением или испытательным полигоном для его мировоззрения, а будущий облик Ближнего Востока занимало центральное место в его представлении XX веке»
Автор отмечает, что международное сионистское движение было возмущено созданием эмирата Трансиордания, полагая, что это сократило территорию, выделенную евреям в соответствии с Декларацией Бальфура, принятой правительством Ее Величества в 1917 году. Отношения Черчилля с сионистами были очень прочными, и он часто хвалил их лидеров за единство цели и совместные усилия по ее достижению. Он не скрывал ни такого своего восхищения, ни отсутствия уважения к палестинцам, на что явно повлиял Лоуренс, назвавший их материалистами и «банкротами». 28 марта 1921 года Черчилль встретился с делегацией видных палестинских деятелей в Иерусалиме и сказал им: «Вы просите меня отказаться от Декларации Бальфура и остановить миграцию. Это выходит за рамки моих полномочий, и у меня нет желания ее выполнять». Далее в книге излагается видение Черчилля в отношении арабского региона с его личной классификацией ключевых игроков региона, к которым, в первую очередь относятся, арабские бедуины, которыми он восхищался и с которыми, по его словам, мог общаться конструктивно и позитивно. За ними следовали торговцы в крупных арабских городах, таких как Дамаск, а затем класс крестьян, к которым Черчилль относил большую часть палестинского народа.
Падение Парижа и Дамаска... Новые полюсы
В книге описываются глубокие социальные и политические преобразования, произошедшие в Сирии и совпавшие с началом Второй мировой войны (1939-1945). Между тем, британцы сохраняли нейтралитет и не вмешивались во внутренние дела Сирии, чтобы не вызвать гнев французов. Как объясняет Мобаед в своей книге, Сирия была под контролем Британии, но они не проявляли существенного интереса к сирийскому вопросу вплоть до отставки Хашима аль-Атаси (1873-1960) в июле 1939 года и начала Второй мировой войны в сентябре того же года. Новое Правительство во главе с Бахиджем Аль-Хатибом (1895-1981) ввело строгую цензуру в газетах, не допуская публикации статей, содержащих хотя бы малейшее проявление симпатии к нацистскому лидеру Адольфу Гитлеру (1889-1945). Сирийская цензура запретила продажу и распространение мемуаров Гитлера «Моя борьба», которые были переведены на арабский язык издательством депутата парламента Дамаска Фахри аль-Баруди.
В книге описывается длительный исторический конфликт вокруг Сирии, который, кстати, продолжается и по сей день. Британская миссия направила в Лондон ряд отчетов, в которых утверждалось, что арабские народы, включая большую часть сирийского народа, в рядах которых доминировали националистские идеи, восхищались Гитлером, исходя из принципа «враг моего врага — мой друг». Бывший премьер-министр Сирии Джамиль Мардам-Бей (1895-1960) в своих работах отмечал: «Для широкой общественности Гитлер был мифической фигурой, и люди представляли его в образе рыцаря, который освободит угнетенные народы после победы над колониальными державами».
В книге упоминается, что Гитлер обещал отменить французский мандат в Сирии и британский мандат в Палестине. За несколько лет до начала войны он отправил в Дамаск одного из своих помощников, Бальдура фон Шираха (1907-1974), видного нацистского лидера и главу молодёжной организации Гитлерюгенда, для встречи с рядом видных политиков, включая Шукри Аль-Куатли (будущий Президент Сирии) и Фахри аль-Баруди, лидеров Национального блока – самой влиятельной политической организации в Сирии того времени. Фон Ширах оставил ряд очень громких обещаний, в том числе обещал отменить Декларацию Бальфура, что не могло не понравиться сирийцам. Когда началась война между Францией и Германией, правительство мандата в Сирии преследовало всех, кто встречался с фон Ширахом в Сирии. Так, Аль-Куатли был сослан в Ирак, а аль-Баруди — в Амман, обвинив его в контрабанде оружия для немецкой армии.
«Для широкой общественности Гитлер был мифической фигурой, и люди представляли его в образе рыцаря, который освободит угнетенные народы после победы над колониальными державами»
Французские власти арестовали и палестинского лидера Мухаммада Иззата Дарваза (1888-1984), проживавшего в Дамаске. Его оштрафовали на тысячу золотых фунтов по обвинению в сочувствии нацистам. Они также арестовали сирийского химика Фахми Абу Сауда, который, как заявлялось, работал над изготовлением взрывных устройств для немецкой армии под руководством нацистского делегата Вальтера Пика, который во время визита в Дамаск предоставил местной молодежи семьдесят правительственных квот для бесплатного обучения в ВУЗах Берлина. Также в тот период запретили собрания в кафе и конфисковали радиоприемники, чтобы люди не могли слушать пламенные речи фюрера. Нарушителям грозило наказание в виде тюремного заключения на срок от трех месяцев до трех лет, а также штраф в размере до 200 сирийских фунтов.
Французская разведка даже дошла до того, что распространила в Дамаске слух о том, что Гитлер ранжировал все народы мира, поставив в своей классификации арабов на одну ступень выше обезьян, в надежде, что это уменьшит симпатию сирийцев к нацистскому режиму.
Конкуренция за Дамаск
Сами Мобаед приходит к выводу, что немцы начали конкурировать с Черчиллем за расположение и симпатии арабов и мусульман, в частности после того, как муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни (1895-1974) приехал с визитом в Берлин, где встретился с Гитлером, который выделил ему час вещания на нацистском радио, чтобы «дотянуться» до мусульман Европы. В ответ на это Черчилль построил Большую мечеть в Лондоне, чтобы заручиться поддержкой британских мусульман, а также завоевать умы мусульман в арабском мире. В книге обсуждается вторжение Черчилля в Сирию при тесном сотрудничестве с Шарлем де Голлем. Действительно, совместная британско-голлистская кампания в Сирии началась 8 июня 1941 года, в результате чего британцы участвовали в управлении Сирией вместе с французами. А 17 апреля 1946 года Сирия официально отпраздновала вывод последнего иностранного солдата со своей территории.
Читайте по теме:
- Сирия: исторические вехи проекта «Друзского государства»
- Эксперимент «Сирийской федерации»: непродолжительный, но полезный опыт в истории Сирии
- Бомбардировки Дамаска... от Османской империи и французского мандата до израильской агрессии