Часть первая
Египетский транспорт (как и все египетское) имеет свои особенности, которые могут сильно удивить любого иностранца. Начнем с того, что здесь практически нет понятия ПДД. На бумаге они вроде бы существуют, но на практике на дороге прав тот, кто громче бибикнет, оперативнее обгонит и быстрее впишется в поворот. Дорожная разметка, дорожные знаки и даже светофоры в Египте – явления весьма и весьма редкие. Каирские гиды иногда даже показывают иностранным туристам светофор, как одну из редких достопримечательностей столицы.
Стоит ли удивляться огромному количеству побитых машин? Впрочем, их владельцы обычно не парятся насчет непрезентабельного вида своих авто; оседлав железных коней, они лихо несутся вперед, к новым приключениям на дороге.
Кстати, получить права в Египте не слишком сложно и не очень дорого. Недорого здесь стоит и бензин; а вот сами машины (особенно новые иномарки) обходятся довольно-таки недешево.
Состояние дорог также зачастую оставляет желать лучшего. Впрочем, это еще зависит от города и района; в новых дорогих районах Каира и Александрии дороги бывают вполне приличного качества, чего не сказать о глубокой провинции и селах.
На мой взгляд, в Египте лучше всего ходить пешком: это и безопасно, и полезно для фигуры. Но если все-таки нужно ехать, можно воспользоваться одним из следующих видов транспорта.
Такси
В Египте нет недостатка в такси; обычно достаточно поднять руку и "проголосовать", как рядом тут же останавливается машина. А на курортах их по-моему даже слишком много: стоит лишь выйти из дома, как вокруг раздается многоголосое бибиканье такси, приглашающих "эх, прокатиться".
Внешний вид египетского такси зависит от того, в каком вы городе находитесь. Например, в Шарм-эль-Шейхе это бело-голубые машины марки Рено, в Хургаде – оранжевые "Хендаи", а в Каире и Александрии – наши«Лады», выкрашенные в желто-черный цвет. Не могу сказать точно, какие модели, но, наверное, какие-нибудь "шестерки". После поездки на этом такси я чаще всего просто выпадаю на тротуар и начинаю недобрым словом поминать наш отечественный автопром.
Водители любят включать музыку , и довольно-таки громко. Но если их вежливо попросить, есть шанс, что выключат. Также они любят курить за рулем, не спрашивая мнения пассажиров.
Еще в Египте, за исключением курортов, принято подбирать попутчиков. Видимо, таксисты, как настоящие египтяне, любят массовость. Часто можно наблюдать картину, как голосующие на дорогах люди выкрикивают в открытое окно проезжающих мимо такси название того места, куда им нужно ехать, а водитель на ходу принимает решение, "подобрать" этого пассажира или нет.
Цена поездки, как и везде, зависит от города и расстояния. В Шарме или Хургаде самая минимальная такса – 5 фунтов (и то, это скорее для местных жителей, и если ехать совсем близко). В других городах на близкие расстояния может быть даже 2-3 фунта. Разумеется, о счетчиках тут никто и не слышал.
При вождении, как правило, не соблюдаются никакие правила дорожного движения. Правда, после избрания президентом Сиси заговорили об ужесточении контроля на дорогах и повышении штрафов. Но, сдается мне, это связано не столько с заботой о безопасности движения, сколько с дефицитом средств в бюджете АРЕ. О детских автокреслах здесь также известно далеко не всем; ребенок может сидеть где угодно: хоть на переднем сиденье, хоть на голове у водителя, хоть в багажнике (я ничуть не преувеличиваю: в самом деле иногда можно увидеть машины, в багажниках которых сидят дети). В туристических городах пассажирам (особенно женского пола) часто надоедают расспросами. Причем водителю обычно не мешает плохое понимание иностранных языков – зная всего два десятка слов на английском и пару слов по-русски, он непременно попытается выяснить, сколько даме лет, есть ли у нее муж, и прочие важные вопросы. Девушкам благоразумнее садиться на заднее сиденье.
О цене лучше договориться заранее, иначе в конце поездки, несмотря на огромное количество улыбок и комплиментов, а также явный и неприкрытый интерес к своей новой знакомой, водитель может назвать цену существенно выше реальной. В идеале назвать цену сразу, четко и желательно на арабском. Впрочем, даже это не мешает некоторым водителям в конце поездки потребовать заплатить больше.
Вообще на туристах здесь не пытается заработать только ленивый или нетипично честный таксист. Среди прочих способов дополнительного заработка - обман со сдачей. Нередко таксисты дают туристам сдачу 25 пиастров (то есть по-нашему копеек), выдавая их за 25 фунтов.
В некурортных городах таксисты ведут себя гораздо скромнее, и редко лезут к пассажиркам с разговорами.
Я уже упоминала разновидность такси под названием Тук-тук: эдакий гибрид небольшой кареты, велосипеда, и машины марки «Ока». Впервые увидев это чудо, я долго смеялась, зато потом оценила его по достоинству: ведь тук-тук пройдет по любому бездорожью и даже по самой узкой незаасфальтированой улочке. Если вдруг он где-то застрянет - водитель легко вытащит его из любой ямы. Жаль, вместимость невелика – два человека на заднем сиденье, и водитель на переднем; если есть багаж, его обычно пихают на крышу. Тук-тук не застеклен и продувается всеми ветрами, так что в дороге можно почувствовать себя, как в открытом кабриолете, и заодно насладиться пейзажем. Когда пейзаж не внушает желания им любоваться, можно задёрнуть штору. Проезд в тук-тук стоит недорого; впрочем, немного стоит и сама эта, с позволения сказать, машина. Заработок извозом на тук-туке - одна из разновидностей провинциального бизнеса, не требующего особых вложений.