Пробка, возникшая в Суэцком канале неделю назад в результате того, что огромный контейнеровоз Ever Given сел на мель, парализовала грузовой поток и, в частности, отлаженную мировую систему поставок нефти. Естественно, сразу после ЧП возникло много разговоров о потерях, который понесут компании, а также о недостатках в регулировании морского судоходства. Мы же решили вернуться к истории и узнать, были ли похожие кризисные ситуации в Суэцком канале ранее, и каков был их масштаб.
23 марта гигантский японский контейнеровоз, шедший под флагом Панамы, перекрыл навигацию по водному пути египетского Суэцкого канала, через который проходит 10% всей мировой торговли, в том числе 7% мировых поставок нефти. И хотя работают правила, регулирующие навигационный трафик, который можно контролировать со спутников, похоже, что в механизмах такого регулирования есть недочёты.
С момента открытия Суэцкого канала в 1869 году, этот пусть стал, пожалуй, одним из главных поводов национальной гордости Египта. Однако оборотной стороной монеты стали многочисленные международные конфликты, в центре которых был Суэцкий канал, считавшийся одним из кратчайших путей в мире. Канал своим узким коридором соединил Красное море со Средиземным, сократив протяжённость торгового пути между Востоком и Западом на тысячи миль.
Однако последнее происшествие в Суэцком канале, привлекшее внимание всего мирового сообщества, носит особенный характер. Контейнеровоз Ever Given сел на мель, заблокировав тем самым навигацию через канал. То есть он остановил торговые потоки, которые оцениваются в 9 млрд. долларов в день. И это ещё на фоне кризисной ситуации, вызванной последствиями пандемии коронавируса.
Сотни судов встали в ожидании, когда пробка в Суэцком канале «рассосётся». Некоторые суда решили пойти обходным более длинным путём, огибая мыс Доброй Надежды.
Кроме прочего инцидент с «Ever Given» посылает сигнал о том, что любая цивилизация в мире, даже самая развитая, имеет точки слабости. И зачастую над такими точками не ведётся работа до тех пор, пока проблема не оголится.
В прошлом году через Суэцкий канал прошло около 19 000 судов, что составляет более 10% от общего объема мировой торговли. И хотя недавняя блокировка канала стала всемирной проблемой, случилось это не впервой. С момента открытия Суэцкий канал пережил достаточно сложных периодов, связанных с приостановкой навигации.
Так, в 1956 году Президент Египта, а им в то время был Гамаль Абдель Насер, национализировал Суэцкий канал. Такое решение было воспринято египтянами как окончательный разрыв с европейским империализмом, но в тоже время спровоцировало Великобританию, Францию и Израиль к военному вмешательству и оккупации канала.
Пока бушевали военные действия, затонувшие корабли заблокировали навигацию по каналу на несколько месяцев. Однако всё происходящее не вызывало одобрения двух держав: СССР и США. Их лидеры открыто выступили против европейского вторжения, вынудив в конечном итоге вышеупомянутые страны выйти из Суэцкого канала. В марте 1957 года Египет отметил возобновление навигации по каналу, что было воспринято странами Региона как победа арабского национализма.
Спустя десять лет разгорелась Шестидневная война 1967 года. Синайский полуостров превратился в главный плацдарм боевых действий, и Суэцкий канал снова оказался закрыт для транспортировки международных грузов.
На этот раз навигация по каналу оставалась парализованной на протяжении 8 лет. Важнейший торговый морской путь напоминал больше кладбище для мин, снарядов и затонувших кораблей. И лишь после мирных переговоров с Израилем преемник Абдель Насера, президент Анвар Садат снова открыл Суэцкий канал. Случилось это событие в 1975 году.
Во время той блокировки более дюжины грузовых судов застряли на полпути через канал у озера Великого Петра. Исследование, проведенное под эгидой ООН, показало, что закрытие канала обходилось мировой торговле в 1,7 миллиарда долларов в год в виде убытков и дополнительных издержек, среди которых значительный рост транспортных расходов. Сам Египет терял при этом 250 млн. долларов упущенной выгоды в год.
Из-за закрытия Суэцкого канала торговые суда, направляющиеся в Европу, были вынуждены выбирать более протяжённый маршрут, который проходит, огибая мыс Доброй Надежды. В попытке сократить издержки компании начали разрабатывать транспортные суда и танкеры увеличенных размеров. И вот совсем недавно, видимо по иронии судьбы, один из таких гигантских судов сел на мель и перекрыл своим корпусом весь Суэцкий канал.
Стоит отметить, что канал разделяет материковый Египет от Синайского полуострова, который носит репутацию нестабильного региона. На территории полуострова подразделения египетской армии в течение последних лет регулярно проводят антитеррористические операции в попытке истребить позиции террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). А нестабильность, и особенно в области безопасности, негативно влияет на международную торговлю.
Так, например, летом 2013 года вооружённая группировка, базирующаяся на Синайском полуострове, атаковала гранатомётами РПГ два идущих по морскому пути судна. К счастью, они получили лишь незначительные повреждения, и это не повлияло на навигацию по каналу.
Ранее Суэцкий канал уже блокировался из-за судна, севшего на мель. Первая такая авария случилась в 1937 году, когда из-за ветров и ливней британское судно «Viceroy of India» врезался в берег канала и на один день парализовал навигацию. После этого подобные ситуации повторялись не раз. Так, например, в 1954 году случилось с греческим танкером, в 2004 году с российским судном, а в 2018 году контейнеровоз стал причиной столкновения сразу нескольких судов.
Примечательно, что во всех случаях проблема решалась оперативно. На возобновление навигации уходило не более трёх дней. В этот раз проблема оказалась серьёзнее, ведь габариты контейнеровоза Ever Given очень внушительные, и поэтому на работы ушло аж шесть дней.
Читайте по теме:
- В цифрах и районах: демографическая карта Ирака
- Самое масштабное наводнение столетия.. Что происходит в Судане?