Узорный орнамент с росписью, являясь всего лишь одним из приемов дизайна, представляют собой обособленную область знаний человечества, которая с давних времен передавалась из поколения в поколение. Поэтому, можем с уверенностью сказать, что роспись отражает историю цивилизаций и культуру нации. Следуя в ногу с человеческим прогрессом, этот элемент дизайна вобрал в себя все тенденции развития общества и теперь передает эту богатую историю нашему поколению. Мысли жителей разных временных периодов, особенности их традиций и даже их чувства с четкостью прослеживаются в художественных работах, сохранившихся до наших дней. Сегодня мы перенесемся в мир узорной инкрустации и росписи Персидского залива, где у красоты и обворожительности этого вида искусства нет аналогов.
У народов Персидского залива различаются несколько видов росписи. Однако в большинстве случаев практически на всех работах изображена арабская каллиграфия, растения, геометрические формы и животные. В связи с рядом причин, одной из которых является их вероисповедание, и восточного общества процветали и пользовались спросом именно такие рисунки. И именно через анализ этих графических изображений мы можем понять, как сильно отличались традиции, устои и философия обитателей этого региона от оставшейся части необъятной планеты.
Исламский орнамент
Самое большое влияние на развитие росписи и инкрустирования оказали персидская, византийская и индийская цивилизации. В те времена и появилось такое понятие как исламское искусство, в понимание которого входил запрет на изображение живых существ, в том числе людей и животных. Обходя запрещенные формы творческие личности, тянувшиеся к прекрасному и красивому, начали украшать одежду, посуду и стены своих домов искусно завуалированными геометрическими фигурами, изображениями растений и, конечно же, каллиграфической графикой. Так и появилось особое направление, выражающее индивидуальность ислама. Впоследствии это единое направление распалось на турецкий, арабский, андалузский и другие стили. Потихоньку все важные в жизни жителей того времени строения, такие как мечети и жилые дома, начали заполняться подобными инкрустированными узорами. А позднее такие рисунки перенеслись на ковры, одежду и посуду.
Несомненно, арабская каллиграфия считается главным направлением в исламском орнаменте. Каллиграфия обладает своей культурой, цветом исполнения и даже психологическим влиянием на мусульманскую часть населения. Каллиграфы постоянно вносят инновационные веяние в развитии каллиграфического искусства, делая его незаменимым элементом в традиционном дизайне. Арабская вязь красуется на стенах мечетей, священных писаниях, обложках книг. Традиционная одежда, ковры и посуда, а также купюры и монеты украшены каллиграфическими элементами.
То есть за богатую историю существования исламский орнамент обволок своими необычными формами все сферы жизни ближневосточного общества и продолжает удивлять своим культурным богатством не только местных жителей, но и всех обитателей планеты Земля.