Короткометражный фильм «Роза пустыни», снятый режиссером Уссамой Бенхассином, повествует о ядерных испытаниях, которые проводила Франция в алжирской пустыне. Премьера картины прошла в Музее кинематографии Алжира (Cinematheque) в рамках празднования 60-летия независимости страны.
В присутствии Министра культуры и искусств Сорайи Мулуджи столичные зрители посмотрели премьеру короткометражного художественного фильма (26 минут) под названием «Роза пустыни» режиссера и сценариста Уссамы Бенхассина, который создал эту картину, чтобы увековечить национальную память о событиях, связанных с французскими ядерными испытаниями в регионе Регган на юге Алжира и преступлениями, которым подвергалось местное население с февраля 1960 года.
На фоне пронзительной человеческой истории Уссама Бенхассин создал свой короткометражный фильм, чтобы передать смысл жизни и надежду, с которой жили алжирцы в этом регионе Юга Алжира, и то, как колониальная Франция смогла в полной секретности спланировать серию ядерных испытаний, последствия которых имели многолетние ужасные последствия для населения и окружающей среды.
История начинается с того, что Усама, полный энергии и жизненной силы ребенок, бежит по переулкам старого города, стены которого сделаны из кирпича и черепицы, играет со своей собакой и наслаждается днями, которые он проживает в ожидании возвращения отца из путешествия или долгожданного сообщения, которое облегчит ему тяжелое ожидание. Усама пишет письма своему отцу, в которых выражает свое желание увидеть его снова и избавиться от гнета своего строгого дед, не прощающего детских ошибок.
В аутентичных декорациях пересекаются судьбы персонажей с противоречивыми характерами и идеями, и с разными интересами, как это показано художником в отношениях Абдель Халимом Зарби в роли дедушки, на которого возложена ответственность за воспитание внука; и Теноу Кхилули в роли матери Усамы, терпеливой и сострадающей беременной женщины, терпящей жизненные тяготы. Роль пленного моджахеда без излишнего текста сыграл Сулейман Бин Вари, который в большей степени должен был мимикой правильно выражать атмосферу фильма. А Идир Бенайбуш придал роли французского офицера ту жестокость, которая присуща колониальному солдату, призванному стать одним из тех, кто участвует в планировании преступления против жителей этого тихого региона.
По мере обострения событий фильма мальчик Усама обнаруживает, что его отец пал смертью храбрых в одном из вооруженных столкновений и что его дедушка и мать хранили это в секрете, опасаясь, что новость распространится по региону и солдаты колониалистов начнут мстить семьям участников освободительных движений. Шок ребенка превращается в вихрь мыслей, воспроизведенный взглядом талантливого актера Мухаммада Бин Шарки, который решает накануне взрыва выйти на поиски убежавшей собаки. В это время пленных моджахедов заковывают в кандалы и привязывают к столбам. Они приговорены стать частью ядерных испытаний, запланированных колонизатором… В контрасте с болью родов и криком деторождения воцаряется болезненная тишина из-за произошедшей гуманитарной катастрофы, последствия которой ощущаются и по сей день.
"Через человеческую историю, рассказанную в фильме, режиссер констатирует, что в истории алжирцев существует множество болезненных историй, ведь только жители южных регионов страны стали жертвами 17 других ядерных испытаний..."
Через человеческую историю, рассказанную в фильме, режиссер Уссама Бенхассин констатирует, что 13 февраля 1960 года является датой проведения первого ядерного испытания путем взрыва бомбы, которую Франция назвала «Синий тушканчик», на полигоне Регган, а также напоминает, что у жителей южных регионов Алжира есть много трагических историй, ведь они стали жертвами 17 других ядерных испытаний в период с февраля 1960 по февраль 1967 года в районах Регган и Оггар.
Эти испытания, которые проводились с применением ядерного и химического оружия массового поражения, а также баллистических ракет, вызвали, по заявлениям руководивших операциями французских генералов, 117 ядерных взрывов различного масштаба. Это повлекло за собой гибель 42 тысяч алжирцев, еще многие тысячи пострадали из-за возникшей радиации, а также был причинен колоссальный ущерб окружающей среде и населению. Последствия этих действия наблюдаются и по сей день.
Стоит отметить, что эти трагические события в истории Алжира все чаще привлекают широкое внимание деятелей культуры и искусства, особенно кино.
Отметим, что режиссер и сценарист Уссама Бенхассин, 1983 года рождения, участвовал в съемках нескольких телесериалов. В 2012 году он с фильмом «7 километров» выиграл конкурс сценариев, организованный Институтом кино Дохи (Катар), в категории короткометражных фильмов.
Читайте по теме:
- И у футбольной формы есть история… Роль сборной Алжира в обретении независимости от Франции
- История Алжирской революции в картинах французских художников
- «Сакие» — исторический фильм о героизме алжирского народа в противостоянии французским колонизаторам