С незапамятных времен древние египтяне преуспевали в производстве тканей и одежды. Их интерес к этой отрасли был действительно велик, и свидетельством этому служит великое разнообразие созданных в те времена моделей одежды, украшений и косметики.
Так, главный археолог Министерства туризма и древностей доктор Магди Шакер, рассказал в одном из своих интервью, что лен был любимой тканью древних египтян и подходил для всех социальных слоев. Благодаря их мастерству в обращении со льном многие модели прошли через тысячелетия и дошли до наших дней, сохранив при этом свою ценность.
Для женщин в Древнем Египте были привычны длинные модели одежды, которые обвивали их тела, подчеркивая их женственность. Такая одежда носилась на двух простых лямках через плечо. Что же касается модных тенденций того времени, то они касались именно этих лямок, которые могли быть толще или уже, выше или ниже, а также могла быть одна лямка, а не две. Второй моделью классической женской одежды того времени было широкое платье с длинными складками, которые женщина оборачивала вокруг своего тела. Некоторые из таких моделей имели рукава, а некоторые шились без рукавов. Были также модели и с одним рукавом. Еще в Древнем Египте женщины изобрели искусство украшения одежды. Делали они это с помощью нанесения рисунков или бисером.
Стоит отметить, что белое платье было принято носить поверх основного платья, обвевающего тело и сделанного из прозрачного полотна. Так, например, царица Нефертари, первая супруга Рамсеса II, на некоторых изображениях появляется в длинном белом пальто поверх платья.
По словам доктора Шакера, у мужчин традиционной одеждой во все времена было так называемое «схенти» — короткий передник, который иногда доходит до колена и закреплялся в области талии тканью, похожей на пояс. Со времени этот элемент одежды стал плиссированным. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала. Так, схенти фараона, главы государства с неограниченной властью, был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
Обращает на себя внимание тот факт, что на всех изображениях, будь то в гробницах или на статуэтках, древние египтяне предстают практически обнаженными. И здесь возникает вопрос: неужели в то время не было зимы?!
Отвечая на этот вопрос, доктор Магди Шакер отметил, что древние египтяне носили зимнюю одежду. Так, женщины носили коричневые зимние плащи из шерсти, а мужчины носили несколько слоев льняной одежды, считая этот материал символом чистоты. По его мнению, древние египтяне не изображали себя в зимней одежде из художественных соображений, ведь они всегда стремились показать свое тело во всех деталях и запечатлеть его в самом красивом образе, что, конечно же, лучше получалось сделать в летней одежде.
То есть, древние египтяне только на изображениях были в летней одежде, в реальной же жизни они носили и зимнюю одежду. Основная причина этого явления кроется в желании египтян того времени предстать в потустороннем мире в самом красивом образе. А это, очевидно, элегантная и легкая летняя одежда. Но есть и свидетельства элементов зимней одежды, например, перчаток, зимних носков и других элементов относительно тяжелой одежды из грубой потертой ткани. Пожалуй, самые известные из них – это перчатки царя Тутанхамона. Также, чтобы сохранять тепло древние египтяне носили более одного элемента одежды. Есть изображения женщин, которые поверх одежды облачены в красновато-коричневую шаль. Есть и другие изображения с элементами светло-коричневой, желтоватой одежды. Такие темные цвета подходили для зимы, ведь, как известно, легкий прозрачный лён не носили в течение всего года. К слову, в гробнице Тутанхамона было обнаружено большое количество элементов зимней одежды, сделанной из многослойного льна.
По словам доктора Шакера, древние египтяне знали все четыре времени года. Они фиксировали этот факт разными способами. Например, мы можем увидеть мы видим в гробнице вельможи Мерерука в Саккаре, или в гробнице начальника полиции Маху в Амарна, где имеются изображения, как он сидел на открытой местности в сильный зимний холод, а рядом была чаша с горящими углями, которые помогали согреться.
Магди Шакер также поясняет, что в древнеегипетском искусстве существовало неписанное правило, и одна из его наиболее характерных особенностей заключается в том, что, когда египетский художник собирался кого-либо изобразить, он фиксировал человека таким, каким он его знал, а не таким, каким видел его фараон на изображении, облеченного в одну лишь схенти. Однако, когда того требовала ситуация и довольно значительно холодало, поверх схенти натурщик надевал тяжелое накидку. Однако художник ограничен упомянутым правилом, поэтому он изображает одежду поверх схенти, но с соблюдением внешних линий, поэтому и схенти кажется, как будто одежда была прозрачной. Возможно, художник видел перед собой фараона, завернутого в теплую одежду, но не мог изобразить его в этом состоянии, руководствуясь именно этим правилом. Поэтому, фараон предстаёт на изображении в красивой физической форме, а теплая одежд изображена с обозначающими ее внешними линиями и виднеющимся из-под неё схенти, который являлся важным элементом в религиозных ритуалах.
Так что, обычные египтяне носили зимнюю одежду, в этом нет никаких сомнений. Это была длинная одежда, имевшая форму пальто, от самой шеи и до ног. Такая форма зимней одежды, в частности, изображена в скальном некрополе Бени-Хасан эпохи Древнего и Среднего царства в Египте. Там можно увидеть, как правитель того района и два высокопоставленных чиновника сидят, а на них надето подобное пальто. И при этом мы видим, что они укутаны в теплую одеждой, пренебрегая при этом вышеупомянутым правилом. Также они не соблюдали это правило и при изображении своих персон в форме статуэток, где они также покрыты теплой одеждой.